воскресенье, 6 ноября 2016 г.

Исторический румбокс. Кабинет Белинского.

В июне этого года 205 лет со дня рождения  «неистового Виссариона», блестящего публициста и литератора, общественного деятеля и философа, оказавшего влияние на развитие общественной мысли России первой половины XIX в. и умонастроения многих поколений русской интеллигенции. Его творчество – часть российской и мировой культуры.
Идея проекта в миниатюре памяти великого критика родилась более 5 лет назад, первоначально хотелось успеть к юбилею в 2011, но, увы, обстоятельства иногда выше нашей желаний.  И проект был заморожен.



Воплощение идеи создания исторического румбокса, это всегда большой риск. Есть немало исследователей воссоздаваемого предмета или интерьера, которые могут упрекнуть (и иногда справедливо)  в несоответствии (по их компетентному мнению оригиналу, эпохе и т.п.). Кроме них (а возможно и среди них)  есть и миниатюристы со стажем и золотыми руками, которые сочтут работу слишком «игрушечной», есть и третьи которые все критикуют потому, что на все имеют своем мнение и потом, «как можно замахиваться на великое!»(с)
Но все-таки я решилась. Лучше сделать  и пожалеть, чем не сделать и пожалеть. В основу проекта легла известная картина художника А. А. Наумова «БЕЛИНСКИЙ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ». 

 Почему именно она? Наверное, от того, что художник уделил большое внимание к деталям. И интерьер, запечатленный на картине, на мой взгляд,  очень достоверно передает атмосферу и дух  Белинского. Воспроизвести точь в точь  в миниатюре все многочисленные детали (иногда придуманные художником), задача для меня практически невыполнимая, но  я старалась сохранить все принципиально важное для характеристики хозяина кабинет: рукописи, книги, портреты писателей.
Время действия, по мнению исследователей - март 1848 года, место действия -Санкт-Петербург, Последние полгода своей жизни Белинский прожил в доме Галченкова  на Лиговском канал (теперь Лиговский проспект). Здесь он и скончался 26 мая 1848 г.  Дом Галченкова не сохранился: он был сломан в 1910 г., и на его месте был выстроен огромный доходный дом  № 44.
При  воссоздании пришлось прочесть немало исследовательских трудов и переписки самого Белинского и его друзей и родственников. Стояла трудная задача как средствами миниатюры создать интерьер максимально приближенный к изображенному  художником на картине,  но «живой». Чтобы создать ощущение, что хозяин кабинета жив,  только что вышел и вот-вот вернется.
Поскольку левая часть комнаты на картине видна, то здесь я дала волю своей фантазии, тем не менее, оставаясь в рамках описания кабинета современниками и родными.
Так в левом углу появилась печь и конторка. Прообразом печи стала печь в Государственном музее-усадьбе В.Г. Белинского в городе  Белинском (бывший Чембар) Пензенской области.


В найденных материалах была ссылка на то, что хозяин кабинета не мог долго работать за письменным столом из-за мучившего его кашля и работал за конторкой. Дополнительно был изготовлена конторка, дизайн которой был позаимствован с картины И. А. Добролюбов и И. Г. Чернышевский в редакции журнала «Современник» художника  А. С. Гугеля


Самым трудным оказалось идентифицировать картины над диваном. Но тут на помощь пришло письмо  М. В. Белинской адресованное  художнику Астафьеву, который также хотел сделать картину, изображающему Белинского в кабинете."Рабочий кабинет его был в два большие окна, в простенке между окнами маленький дамский письменный столик с решеткой и с зеленым сукном, на столе транспаран, представляющий Фауста, Маргариту и подглядывающего Мефистофеля, письменные принадлежности и разные безделушки; обои палевые; против окон большие шкапы во всю стену с книгами, темные, под орех. Если Вы станете спиной к окнам, а лицом к шкапам, то на стене по правую руку висела карта Европы во всю стену, и сейчас под картой стояла кушетка, пунцовая с черным, драдедамовая, где он, почти умирающий, лежал и диктовал мне свои последние статьи, а я сидела перед кушеткой у стола. У противоположной стены стоял большой рабочий стол красного дерева с зеленым сукном и множеством ящиков по обоим бокам, а под столом в средине -- пустое пространство, где стояла большая корзина для ненужных бумаг; по обеим сторонам рабочего стола стояли две этажерки, на них, только не помню, в каком порядке, стояли бюсты во весь рост Руссо и Вольтера -- вершков в десять, и поясные, вершков в пять -- Гете, Пушкина и Гоголя; над столом литографированные портреты Пушкина, Гоголя, Жоржа Санда, Гете, Шиллера, Кольцова и Николая Станкевича. На этажерках, кроме бюстов, те книги, которые ему тотчас были нужны для справок. Дверь из залы была между окном и кушеткой, а возле этажерки около рабочего стола, между окном и этажеркой, другая дверь -- в спальню; на рабочем столе лампа, которую, впрочем, он не зажигал -- не мог выносить олеину,-- два темные подсвечника, транспаран, градусник, множество бумаги, перьев, карандашей, перочинных ножей, большая темно-синяя стеклянная чернильница. Когда он сам работал, костюм его был темно-коричневое домашнее пальто и синий муслиновый шарфик на шее, а когда последнее время лежал -- темно-дикое длинное драповое пальто-халат, подбитое пунцовой фланелью, на рукавах и груди с пунцовыми отворотами. Перед рабочим столом мягкое зеленое кресло, на котором он в писал."
Оставалось только определить что за картина в центре. В письмах к Боткину в октябре —декабре 1840 г. он упоминает о «Мадонне» Бронзино, копировавшейся тогда Горбуновым, восхищаясь одновременно и подлинником и копией. «Его „<Горбунова> копия с Мадонны Бронзини,— говорит он,— измучила меня наслажденьем» («Письма», II, 177).Поскольку копии Горбунова я не нашла , то позволила использовать миниатюру с оригинала картины.Сначала мне никак не удавалось найти бюст Пушкина и поэтому временно его роль исполнял бюст Моцарта.
Сейчас бюст Пушкина найден, и хотя он несколько крупноват для используемого масштаба, в целом в картину он вполне вписался.




Насколько проект получился - судить вам, моим читателям и зрителям.










При подготовке к созданию румбокса использовались следующие литературные материалы:

Статья С.А. Рейс ера БЕЛИНСКИЙ В ПЕТЕРБУРГЕ,  А.А.НАУМОВ И ЕГО КАРТИНА «БЕЛИНСКИЙ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ»
ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДСТВО тома 55-57  под  редакцией  А.М.ЕГОЛИН (ГЛАВ. РЕД.), Н.Ф. БЕЛЬЧИКОВ, И.С.ЗИЛЬБЕРШТЕЙН и С.А.МАКАШИН ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК СССР Москва 1950
 «Белинский в Петербурге» В.А.Мануйлов; Г.П. Самойлова Лениздат 1979
Письма Белинского, том II

3 комментария:

  1. Потрясающе! Я видела этапы на насекомых, но рассматривать все подробности да еще и с комментариями - огромное удовольствие! Очень живая атмосфера и невероятно близко к картине.

    ОтветитьУдалить
  2. :-)
    Приятно видеть! И страшно подумать, сколько Вам пришлось потрудиться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Нина! Но по моему результат того стоит!

      Удалить

AddToAny